Как избавиться от синдрома отличника

Синдром (или комплекс) отличника – стремление человека все сделать исключительно на высшем уровне, но не для себя, а для некоего оценщика, сам факт присутствия которого играет ключевую роль. Сначала такими оценщиками выступают родители, учителя, затем – работодатель, супруг, коллеги, общество в целом. Болезненная зависимость человека от похвалы других людей и представляет собой проявление синдрома.

Чем опасен синдром отличника? Как ни странно, но стремление быть во всем лучшим скорее мешает, чем помогает человеку в жизни.

Во-первых, «отличник» слишком зависим от чужого мнения. Он может стать прекрасным исполнителем, но там, где нужно будет проявить самостоятельность, он, скорее всего, потерпит фиаско.

Во-вторых, «зараженные» синдромом отличника боятся брать на себя обязательства, страшась, что не сумеют выполнить их на должном уровне и не получат желаемую похвалу.

В-третьих, такие люди обычно очень требовательны и к себе, и к окружающим. С ними бывает тяжело в общении, они часто остаются одинокими, а если им удается создать семью, завышенные требования к близким часто становятся причиной семейных конфликтов.

В-четвертых, люди с синдромом отличника боятся ошибиться. Они не умеют падать, отсутствие похвалы или критика введут их в состояние апатии, плавно переходящей в депрессию.

Наконец, эффективность деятельности «отличников» обычно снижена. В стремлении все сделать совершенно они неоправданно много времени и энергии тратят на несущественные детали, не умея разграничить понятия необходимости и достаточности.

Побороть синдром отличника – возможно?

Возможно! Понимание, осознание проблемы – уже небольшой шаг к ее устранению.

Прежде всего, нужно научиться отпускать ситуацию. Да, «отличник» ошибся, его поругал начальник, не похвалил муж, но ведь по сути ничего ужасного не случилось. Пусть эта ситуация останется в прошлом. Нужно простить самому себе свое несовершенство.

Если «отличник» никак не решится взяться за какое-то дело, пусть он спросит себя: «Что самое ужасное случится, если я не справлюсь?». Поскольку ничего действительно страшного обычно произойти не может, мешающий психологический барьер будет преодолен.

Чтобы не погрязнуть в незначащих деталях, «отличнику» нужно установить для себя важные параметры: время, которое он готов уделить выполнению работы, усилия, которые он готов приложить к ее выполнению, и ее реальную значимость в его жизни. Что бы ни случилось, нужно постараться уложиться в заданные ограничители, даже если придется пожертвовать качеством каких-то деталей.

Необходимо научиться не гнаться за результатом, а получать удовольствие от процесса. К примеру «отличник» хочет начать бегать по утрам, но его останавливает плохая физическая форма, он опасался, что получит «неуд». Нужно просто начать бегать. Пусть это будут сто метров или десять, можно даже бежать в припрыжку или задом наперед, главное, сосредоточиться на беге и не думать об оценщиках. Как только человек поймает тот миг, когда он ощутит наслаждение от самого процесса, он поймет, что результат не всегда бывает превыше всего.

Одна из важных проблем «отличников» – неумение отдыхать. Поэтому им необходимо принуждать себя расслабляться. Нужно установить время, которое будет уделено исключительно отдыху: чтению художественной литературы, просмотрам любимых фильмов, прогулкам, походам в театр. Вскоре «отличник» увидит, как ощутимо улучшилось его настроение, и возросла эффективность деятельности.

А самое главное – нужно научиться воспринимать себя как любящего и любимого человека, независимо от того, совершил ли «отличник» ошибку или сделал все по высшему разряду. Нужно чаще говорить себе, что близкие любят его даже в тот момент, когда он несовершенен, и самому уверять в этом же своих родных.

Синдром – это совокупность симптомов, однако можно либо дать болезни развиваться, либо победить ее и навсегда избавиться от зависимости, как бы сложно это не казалось.

Отставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *